Индийские ткани: прекрасные послания через века

Древняя культура Индии проявляется во всем: архитектуре, живописи, литературе. Женщины так же получили привет из прошлого в виде красивейших тканей. Во многих провинциях материю для сари, другой национальной одежды производят как несколько столетий назад. Индийские ткани уникальны, для их изготовления используют только натуральные волокна, расписывают затейливыми восточными рисунками с применением золотых и серебряных нитей.

Содержание

  • 1 Мода на века
  • 2 Особенности индийских узоров на тканях
  • 3 Индийский шёлк — материя царей
  • 4 Шерсть с растений
  • 5 Уникальный индийский кашемир
  • 6 Немного о росписи
  • 7 Видео про индийские ткани

Мода на века

Существуют достоверные доказательства того, что для Азии, Египта, Греции  индийские ткани стали доступны только в 327 году до нашей эры со времени похода Александра Македонского. Но до этого времени на территории Индостана уже было развито ткацкое производство. Археологи нашли фрагменты хлопчатобумажной материи во время раскопок в долине реки Инд. Датируются эти находки 2600 годом до нашей эры.

Жители Индии считают себя родоначальниками многих техник нанесения рисунка на полотно: батик, каламкари, мехенди. Информация о некоторых видах тканей, например, хлопка была внесена в сборник законов Древней Индии Ману.

Особенности индийских узоров на тканях

Тематика рисунков очень обширна. Её можно классифицировать на такие типы:

  • Животная тематика. Чаще всего изображаются слоны. львы. верблюды. Тропические птицы, павлины и попугаи, добавляют роскоши, тропического многоцветия.
  • Религиозные мотивы. Наиболее распространёнными являются мужские и женские символы и знаки отличия богов. К божественной атрибутике относится трезубец, завиток с точкой в средней части.
  • Абстракция. Самый узнаваемый элемент – индийский огурец. Среди геометрической абстракции встречается изображение солнечного диска.
  • Природные орнаменты. Удивительно выглядят затейливые орнаменты из цветов в соединении с кружевными мотивами, арабесками.

Для каждой провинции так же характерны  индийские узоры,  по которым можно определить место её производства.

Индийский шёлк — материя царей

Шелкоткачество развивалось традиционно в древних храмовых городах. Индийский шёлк всегда использовался для обрамления религиозных празднеств и праздничной одежды царствующих особ. Самые известные образцы шёлковых тканей:

  • Бенаресский шёлк. Главные его отличительные черты – глубокое синие, шикарные золотые орнаменты. Роскошно выглядит парча с цветочным узором, вплетённым на шёлковую основу золотыми и серебряными нитями.

индийские ткани

  • Икат – это шёлк особого плетения. Орнамент получается за счёт того, что отдельные пряди нитей подвязываются там, где необходимо оставить первоначальный цвет. Проводится окраска, затем подвязываются следующие участки и окрашивается всё в новый цвет. Таким образом размечается сразу весь орнамент до начала формирования холста. Узор проявляется только во время плетения.

материя в технике икат

  • Канчипурам. Этот вид шёлка с юга Индии. Его отличает особая плотность, переливчатый цвет. Орнамент располагается в виде купона.

сари из провинции Канчипурам
Виды индийского  шёлка различаются не только местом производства, но и по виду шелкопряда, дающего нить.  Используют два вида шелкопрядов:

  • тутовый или малбери;
  • нетутовый (туссар, муга, эри).

Из нетутовых сортов получаются более грубые материи, с ограничением цвета окраски.

Шерсть с растений

производство хлопка в индииДревние греки называли индийские хлопковые ткани шерстью из нитей, собранных с растений. Эта материя произвела фурор в позднесредневековой Европе.

Хлопковая одежда стала активно вытеснять кожаную, шерстяную. Современная ткань из индийского органического хлопка  относится к элитному текстилю благодаря сочетанию таких свойств как:

  • высококачественное сырье;
  • уникальная ткацкая технология;
  • искусная роспись;
  • традиционная техника окраски, проверенная временем.

В результате соединения этих составляющих получают очень тонкую газовую материю.

Из хлопка так же ткут миткаль, ситец, муслин с высокими эксплуатационными характеристиками:

  • показатель теплопроводности позволяет греть зимой, охлаждать летом;
  • хорошая гигроскопичность;
  • гипоаллергенность;
  • устойчивость к большому количеству стирок.

Они используются не только для пошива одежды, но при производстве постельного белья, домашнего текстиля, платков.

На заметку
На заметку

В древности качество хлопковых тканей определялось их тонкостью. Некоторые образцы были настолько прозрачны, что хозяйка платья надевала украшения под него.

Уникальный индийский кашемир

Мягкое золото Азии или кашемир именно так величают мягкую, лёгкую, тонкую, нежную и, одновременно, тёплую элитную ткань из пуха индийских горных коз. Прядут её из тонких волокон подшерстка высокогорных животных. Высота выпаса коз и качество волокна имеет прямую зависимость: чем выше пастбище, тем более нежный, тонкий пух.

Чтобы получить сырьё для кашемира, коз вычёсывают весной, один раз в четыре года. Одно животное даёт не более 200 граммов пуха, а на традиционную индийскую шаль необходимо около 1 кг. Именно, поэтому цена изделий очень высокая.

Но есть ещё более дорогая и элитная ткань – пашмина. Волокна для неё получают из подшёрстка на шее коз. Ткут из такой пряжи только шали, сочетающие в себе  необычайную лёгкость с удивительную теплотой.

Полезное
Полезное

Толщина волокна пашмины около 14 микрон, что почти в 5 раз тоньше человеческого волоса. Масса 1 квадратного метра не превышает 125 грамм.

Для изготовления кашемировых шалей нити очень туго скручивают вручную. Ткут до сих пор на деревянных станках по старинной технологии. Окрашивают готовые изделия натуральными минеральными красками.

indiyskie-tkani13indiyskie-tkani13
indiyskie-tkani14indiyskie-tkani14

После этого они сушатся под прямыми лучами солнца и яркие тона приобретают прозрачности. Шали так же часто покрывают ручной вышивкой.

Немного о росписи

каламкари штамыСуществует несколько техник окрашивания ткани, право изобретения которых отдают жителям Индостана. самые известные две:

  • Батик или нанесение рисунка горячим воском. На куске материала без воска оставались узоры, которые необходимо закрасить в определённый цвет. Далее воск наносился согласно орнаменту на следующие участки, и полотно окрашивалось в другой тон. И так до тех пор, пока не прорисовывался весь рисунок.
  • Каламкари или получение изображений с помощью штампов. Весь орнамент разбивается на отдельные линии по цвету и для этих элементов вырезаются деревянные штампы. На штапм наносится краситель и отпечатывается на ткани. Получается тонкий контур рисунка, далее берётся следующая заготовка и печатается новая линия узора. Очень трудоёмкая старинная техника.

Готовые изделия традиционно покрывают вышивкой золотыми нитями. Получаются уникальные парчовые ткани, из которых модельеры всего мира создают коллекции одежды, штор.

Видео про индийские ткани

   

Ссылка на основную публикацию